«Северный рабочий» (28.04.17)
В Северодвинске впервые выступила известный композитор и певица Любаша (сценический псевдоним Татьяны Залужной) — автор многочисленных хитов, которые исполняют звёзды нашей эстрады: Алла Пугачёва, Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте, Аркадий Укупник, Ирина Аллегрова, Борис Моисеев, Лолита и др. У всех на слуху композиции «Перелётная птица», «Полетели», «Будь или не будь», «Я прикольная». С большим успехом прошёл концерт Любаши в Центре культуры и общественных мероприятий. А нашей газете Любаша дала эксклюзивное интервью. Отмечу, что в общении она человек искренний, открытый и доброжелательный
Эксклюзивное интервью автора хитов Аппы Пугачёвой, Ирины Аллегровой, Филиппа Киркорова, Лолиты
Автор имеет право
— Любаша, выбор профессии был для вас спонтанным или предопределённым? Всегда ли вы хотели сочинять музыку, выступать с песнями на сцене?
— Мне кажется, что человек изначально рождается для определённых задач и интуитивно, на уровне подсознания это чувствует. Занималась творчеством я ещё в школе, но поступила в институт по специальности «инженер-электронщик». Когда же окончила его и пошла работать, почувствовала, что совсем не получаю удовольствия от этой профессии. А какие могут быть результаты, если человек не получает удовольствия? И я оставила эту работу спустя несколько лет, целиком погрузилась в то, чем я сейчас занимаюсь. И сразу почувствовала счастье. А ведь ушла я с высокооплачиваемой работы, попасть туда было практически невозможно. И тут я пишу заявление, говорю: «Ухожу, потому что сочиняю». Это было смешно, и все подумали, что у меня что-то с головой. Но я не жалею.
— Не испытываете творческой ревности, когда ваши песни, музыку исполняют другие люди? И, что самое обидное, зачастую она с ними и ассоциируется.
— Наверное, потому что я украинка по рождению, я очень хитро устроилась — сама эти песни пою на своих авторских вечерах. Автор имеет право. Мне не жаль, когда другие их исполняют. Все равно я их чувствую лучше всех, пою совсем по-другому. И никакой конкуренции нет.
— Какая песня вам особенно дорога?
— У каждой песни своя история, каждая по-своему уникальна. По ним можно биографию человека изучать. Песни разные по глубине, есть песни-океаны, есть песни-родники. Но ведь нельзя сказать, что родник хуже, чем океан. Океан глубже, но родник чище, прозрачнее. Нельзя их сравнивать. Вообще, есть такое ощущение, что песни живые. Они, как и люди, могут обидеться на меня, если я буду выделять кого-то.
Талант создавать гармонию
— Как пишется хит? Вы чувствуете интуитивно, что песня будет пользоваться огромной популярностью? Или наоборот думаете, что людям не понравится, а она взрывает чарты?
— Нет такого вуза, где учили бы писать хиты. И даже нет такого вуза, где учат сочинять песни. Классических композиторов — да. Но эти люди, как правило, пишут симфонии, музыкальные произведения сложной формы. Бывает, что-то кто-то из них становится хитмейкером. Таким, например, как Евгений Павлович Крылатов. Он, кстати, с Альфредом Шнитке вместе учился. И ведь такие разные композиторы. Крылатов — мелодист по своей сути. А им надо родиться. И я мелодист. Мы с Евгением Павловичем знакомы, общаемся. Я была у него в гостях. И он играл на рояле свои прекрасные произведения, замечательную музыку из фильма «Русалочка». Это умение, талант — сочинять красивые гармоничные мелодии.
— У вас стопроцентное попадание с хитами. Да ещё такие маститые артисты эстрады их исполняют. А с кем было наиболее комфортно, продуктивно работать?
— Для меня самый лучший опыт — информационный, эмоциональный — работа с Аллой Борисовной Пугачёвой. Она — человек-импровизатор в повседневном общении. Она умеет шутить, и это получается у неё очень естественно. Я бы её с Фаиной Георгиевной Раневской сравнила. Общение с этим человеком ценно для любого. Я счастлива, что мы с ней работали. И не один даже раз. Записывали альбом, тогда она 12 моих песен спела, а позднее снова сошлись на детской теме. Она открыла свою школу эстрадного искусства, пригласила меня поработать.
С детьми и взрослыми
— То есть, тема детского творчества стала вам так близка, что вы тоже открыли свой театр?
— Да. Детская тема сейчас занимает значительную часть моего творческого процесса. Я руковожу детско-юношеским музыкальным театром «Зебра в клеточку». Мы готовим концертные программы для детей. Вот мюзикл поставили с участием молодых поющих актёров — выпускников ГИТИСа. Кроме того, я пишу песни к фильмам и мультфильмам детским. Киностудия «Союзмульфильм» выпустила уже четыре таких мультика. Написала несколько книжек детских стихов и песен, которые выпускаются вместе с аудиодисками. Шестая книга сейчас у меня выходит при поддержке Андрея Бахметьева — помните его программу «Очумелые ручки». Написала несколько детских песен, в частности, детский гимн совместно с Игорем Крутым. Сотрудничаю по детской теме с поэтессой Ларисой Рубальской.
— Кроме детского есть у вас и театр песни Любаши.
— Постановки театра — это спектакли из моих песен и стихов с участием звёзд театра и кино Нонны Гришаевой, Никиты Джигурды, Юлии Рутберг, Марии Порошиной, Татьяны Абрамовой, Валерия Ерёменко. И это именно спектакли из песен, а не концерт. Через актёрскую игру мы показываем разные судьбы, истории, жизненные ситуации.
Нехитовое «Евровидение»
— Как уроженку Украины просто не могу не спросить про ваше отношение к той нездоровой ситуации, которая сложилась в этом году вокруг конкурса «Евровидение»?
— Не люблю я говорить на эти темы. У каждого своё видение. Это непростой вопрос, растянувшийся уже на несколько лет. Нельзя же высказать мнение только по конкретной ситуации, если она имеет глубинные причины, корни. Политические корни.
— Ну а вообще ваше отношение к этому конкурсу? Хотели бы вы поучаствовать или написать песню, как, например, делает Филипп Киркоров?
— Мне как автору всегда интересен материал. Больше, чем исполнителю песни. Если раньше группа «ABBA» прогремела на «Евровидении» на весь мир со своим хитом, так же как впоследствии Селин Дион, Лара Фабиан, то сейчас их просто нет. То, что исполняется на конкурсе, мне не нравится. Подавляющее большинство песен прозвучало, и тут же забылось. Мне важно, чтобы песни трогали людей, цепляли, запомнились. А на «Евровидении» много лет такого не происходит, поэтому конкурс этот мне не очень интересен.
«Звезда» в телевизоре
— Должна быть у звёзд «звёздная болезнь»?
— Лично мне некоторые организаторы концертов даже делали замечание, что я веду себя очень скромно, говорили: «Так нельзя, вы должны «звездиться», это нормально». А у меня другое мнение. Я всегда скромная, где бы ни была. И никто не знает даже, что я там написала какие-то хиты, на меня вообще внимания не обращают. А потом я начинаю петь, и люди ахают. Чаще всего бывает так — человек один раз засветился по телевизору, его уже все забыли, а он уже всё звездой себя называет. И ведёт себя как звезда, а это смешно выглядит.
— Еще такой момент, что некоторые звёзды напоказ выставляют своё благополучие, достаток, что вызывает у простых людей озлобление.
— Я общалась и с молодыми артистами, и мэтрами — Крылатовым, покойным Михаилом Таничем. Это люди-легенды, столько они всего написали. И небедные. Но при этом настолько скромные, интеллигентные в общении. А тут ко мне подходят «звёзды» новоявленные, хвастаются, что они там где-то участвовали. А я даже не знаю, кто это. Я запоминаю человека по его достижениям, а не по тому, сколько раз он мелькнул по телевизору.
— Как вы относитесь к такому явлению, когда некоторые позволяют себе петь под фонограмму, когда билеты стоят сумасшедших денег.
— Как-то приехала я в Тольятти. После концерта общалась с людьми, меня благодарили за живое исполнение. Рассказали про одного артиста, я не буду его называть, который во время выступления упал в оркестровую яму, а песня-то продолжала звучать. Людям было обидно за такой обман. Я умею петь, зачем мне фонограмма. Вы же не можете жить, дышать под неё. Каждая песня звучит по-разному каждый раз. Это живое дыхание. Зачем как болванчику открывать рот в нужных местах?
Цензура и культура
— Сегодня назрел очень актуальный вопрос — цензура, попортившая немало крови деятелям культуры в советское время. Есть ощущение, что она возвращается. По крайней мере, сегодня мэтры культуры, в частности Константин Райкин, считают, что государство, русская православная церковь, различные общественные организации вмешиваются в творческий процесс, диктуют, как снимать, ставить, выступать.
— Вопрос непростой. Цензура, наверное, нужна. Но вот для кого именно она нужна? Если для настоящих мастеров, выдающихся интеллектуалов, людей, знающих культуру, как свои пять пальцев, художественному чутью которых можно доверять, то ни в коем случае. Если для попсы, где три притопа, два аккорда, а одни и те же сочетания слов кочуют из песни в песню, то да. Вот им бы я сказала: «Ребята, ну давайте хотя бы поднимать уровень текстов. Нельзя же так!» Ведь это просто оболванивание молодёжи. В результате даже конкурсанты проекта «Голос. Дети» с подобными песнями пытаются выступать. Но давайте вспомним, что было не так уж и давно — 30—40 лет назад. Какие тогда были стихи, какие песни, какие исполнители.
— Какие качества вы в первую очередь цените в любом человеке?
— Искренность. Вот у детей она естественная, поэтому мне очень нравится с ними общаться. Талант у тех, кто сумел его сохранить и не потратить впустую. Мне кажется, люди все рождаются талантливыми, но этот дар может уйти, если ты живёшь неправильно. Профессионализм, когда ты виртуозно знаешь своё дело и всего себя отдаёшь ему.
Владимир Тикус — «Северный рабочий» (28.04.17)