«АиФ» №6 9-15 февраля 2011
Для неё, а также для многих наших поп-звёзд Любаша написала множество хитов. На днях у Татьяны вышла книга «Новые стихи и песни для детей» с диском детских песен. «АиФ» решил выяснить, с чего вдруг она «впала в детство».
«Гугл» и «уголь»
«АиФ»: — Любые стихи, публикующиеся впервые, являются новыми. Зачем лишний раз это подчёркивать?
Т.З.: — «Новые» — значит современные, с приметами сегодняшнего дня, такими как компьютер, телевизор, мобильные телефоны, Интернет и т. д. Мы до сих пор читаем своим детям стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова. Но они были написаны 50, а то и 100 лет назад. Для нынешних детей некоторые стихи этих замечательных авторов звучат несовременно. У детей сейчас и речь другая, и говорят они на иные темы. А когда они слышат о том, что им близко и понятно, они живее на это реагируют. Поэтому, создавая детские стихи, я пыталась сохранить в них элементы высокой и светлой поэзии, которая была у вышеперечисленных авторов, и привнести приметы времени. Ведь даже у Пушкина были такие бытовые детали. Ну и, конечно, старалась, чтобы в каждом стихотворении была улыбка.
У меня была любопытная история. На радио предстояло разыграть несколько книжек, и я предложила продолжить стихотворение Сергея Михалкова про щенка «Трезор»: «Отыскал на кухне угол, с головой забрался в…» Современные дети даже не знают, наверное, что раньше на кухне хранили уголь, которым топили печи. И одна девочка вместо «уголь» придумала свою рифму — «гугл» (поисковая система в Интернете. — Авт.). Это говорит о том, что современные дети мыслят совсем по-другому.
«АиФ»: — Почему в твоих детских стихах много звериной тематики? Например, «Научили попугая говорить, кукарекать петухом, по-волчьи выть, хрюкать, лаять, и мяукать, и мычать. Нам осталось научить его молчать».
Т.З.: — Мне нравится образное мышление. Через образ попугая, не умеющего молчать, или коровы, которая мечтает стать божьей коровкой, я пишу о людях. Все эти качества применимы к нам. Телевизор и компьютер предлагают уже готовые образы, и дети просто отвыкают образно мыслить. А когда читают книжку, у каждого в голове складывается своя картинка. У меня, например, есть такая песенка: «Будто на «Ямахе» муха промчалась мимо уха. По траве бегут жуки-внедорожники».
«АиФ»: — Тебе стали тесны рамки песенного поп-жанра?
Т.З.: — В рамках поп-музыки поэту сложно выразиться. Это такое сиюминутное творчество: вряд ли через 10 лет радиостанции будут крутить песни из сегодняшних хит-парадов. С другой стороны, сейчас серьёзную поэзию мало кто читает. Поэтому, чтобы детям легче было воспринимать стихи, я придала им более доступную песенную форму. Мне хотелось, чтобы новые стихи легли на современные мелодии и были поданы в правильной аранжировке. То есть и к написанию музыки я подходила совсем не по-детски. Наши дети более продвинутые, чем мы, взрослые. Их не уговоришь послушать «вчерашнюю» музыку из нашего любимого мультика или кино. Недавно я включила 12-летнему сыну замечательный фильм «Остров сокровищ» 1982 года. И он его просто не высидел — в фильме всё очень медленно происходит. Поэтому, когда писала песни, я проверяла их на своём ребёнке.
Читать полную версию: «АиФ» №6 9-15 февраля 2011 >>
Владимир Полупанов