Театр песни Любаши

НИКТО, КАК ТЫ, НЕ НАПИШЕТ

И как-то замечательно получилось, что именно в эти не слишком веселые дни мне попал в руки недавний альбом песен композитора и поэтессы ЛЮБАШИ «ИЗУЧАЙ МЕНЯ ПО ЗВЕЗДАМ. ЧАСТЬ 2». Давно не получал я такого удовольствия от потрясающего по качеству материала и пришел к выводу, что именно Любаша (Татьяна Залужная) олицетворяет сегодня преемственность поколений на нашей эстраде (не хочется называть это шоу-бизнесом, поскольку это – искусство).

Итак, под одной обложкой встретились все самые яркие и крупные звезды современной поп-сцены: Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Филипп Киркоров, Валерия, Надежда Бабкина, Николай Басков, Верка Сердючка… И каждой из них Любаша сумела подарить свою, ОСОБУЮ песню, придать их движению на поп-небосклоне новую траекторию. Жаль, что ни один из этих шлягеров не спела Валюша Толкунова – несомненно, Любаша подобрала бы репертуар и ей, так как в ее, Любашином, творчестве много истинно народного начала.

Взять хотя бы ее стихи – казалось бы, по форме довольно простые, бесхитростные, немногословные, но по сути такие глубокие, емкие, житейские. Как русские народные песни. Во всяком случае, традиция та же. «Играет волынка вдалеке, / Я в правом ботинке плыву по реке. / Я в правом ботинке на левой руке / Плыву невидимкой по реке». Или почти частушка: «Хорошо красавицам, они всем нравятся, / Только нам с тобой о том не надо париться».


Стихи Любаши коротки, лапидарны, но при этом многослойны, парадоксальны, позитивны и необыкновенно афористичны. В них много аллитерации, каламбуров, часто одни и те же слова виртуозно используются в разных значениях. Поэтесса выплескивает стихи, как мы пишем sms-ки – только делает это легко, изящно и высокохудожественно. Так не писал раньше никто – ни Шаферан, ни Дербенев, ни Танич, ни Резник… Посмотрите (из раннего Любашиного): «Улица, фонарь, аптека, и в окне два человека, / Год за годом, век за веком – улица, фонарь, аптека». Всего в двух строчках объята вся круговерть жизни, незыблемость мироздания, цикличность всего земного, зиждущаяся на Любви («глобальность» строфы усиливается еще и мастерской отсылкой к Блоку).

А тонко выраженное смятение девушки, которая ждет своего нового друга (он уже звонит в дверь!) и решает: «Открою – рискую СОБОЮ, не открою – рискую ТОБОЙ». Точнее и метче, умри, не скажешь!! И не надо никаких вымученных страстей, всхлипов, «берегов-туманов-обманов». То есть одной короткой фразой Любаша может выразить ВСЁ! Это ее поэтическое качество высоко ценил гений песенной строки Михаил Исаевич Танич (который, надо сказать, вообще очень мало кого хвалил, а уж тем более восхищался!) Он и сам любил емкую лаконичность стиха, но, по его же признанию, «так, как пишет Любаша, у меня не получалось». И эти слова дорогого стоит.

А сколько ругали ее за эту простоту, немногословность, писали, что это примитивизм, ёрничество! Само собой, конечно, доставалось и Аллочке Пугачевой, которая громко открыла Любашу и спела более 10 ее песен. Ругали за «Будь или не будь», «Кафешку», «Голову»… Между тем, «Голова» – совершенно искрометная, остроумная, а главное – самоироничная вещь, там три куплета: в первом поется, как девушка влюбилась и потеряла голову («под одеялом» – это кто-то счел пошлостью), во втором – как она ее (эту самую голову) «искала», а в третьем – оказалось, что «любовь прошла» и голова сама собой «нашлась». Так любовную тему в песне не решал, по-моему, еще никто. А уж рискнуть спеть припев со словами: «Голова моя глупая, безногая, безрукая…» могла только Алла Пугачева (ну и сама Любаша, конечно).

Но, естественно, не только стихами славна Любаша. Не менее хороши и ее легкие, словно взмах крыла, вдохновенные, хитовые, прекрасно аранжированные мелодии, которые сразу западают в душу, «прямо в сердце льются».

Вернемся, однако, к альбому. Здесь есть два неоспоримых шедевра. Один мы много раз уже слышали. Это композиция «Полетели» в исполнении Филиппа Киркорова. Стихи припева потрясают свежестью метафор и символов: «Полетели сквозь окна, занавешенные дождем, / Чтобы ты не промокла, я буду твоим плащом, / Полетели сквозь стрелы под обстрелом и под огнем, / Чтобы ты не сгорела, я буду твоим дождем». Блестящая образная строфа акцентирована нервной, напряженной, скачкообразно восходящей мелодией с триолями, «рисующей» мистический полет, и заставляет слушателя поверить в силу и искренность чувств героя песни. Исполнение Киркорова безупречно.

Второй шедевр достался Иосифу Кобзону. Это словно по заказу написанная «возрастная» вещь под лаконичным заглавием «Всего». В ней говорится о том, как пожилой уже человек, мужчина, влюбился в юную особу (ну, бывает в жизни такое!) Он поет: «Юная снежинка на моих губах, сделал я ошибку, полюбив тебя, / Ты пока не знаешь: счастье – на беду, ночью ТЫ растаешь, утром Я уйду». И понимать это «Я уйду» можно по-разному, ведь «у тебя лишь ВЕЧНОСТЬ всего, а у меня лишь ВЕЧЕР всего, / И, тебя желая, я тебе желаю всего».

Композицию невозможно слушать без душевного трепета и переживания: настолько ТОЧНО (микронно-точно!) расставлены в ней оттенки смыслов, мелодические и поэтические акценты. Номер по своему драматизму и художественной силе приближается к гениальной песне Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова «Нежность». Кстати, неспешный мелодический ход Любашиного шедевра напоминает стилистику и настроение несуетно-эпических, камерных произведений другого классика советской эстрады – композитора Яна Френкеля. Да, заполучить такое сокровище на закате эстрадной карьеры, да еще от молодого автора – настоящая удача и счастье для великого артиста. Исполнение Кобзона также безупречно. Я несколько раз смахивал слезу. Очень хороши такие стопроцентные хиты, как «Холодно в городе» для Пугачевой, «Никто, как ты» для Валерии, «Где найти любовь» для Баскова… Симпатичные вещицы написала Татьяна и для своего сына Андрея, тоже певца (у него красивый юношеский тембр голоса); он выступает под сценическим псевдонимом Grizz-Lee. Это песни «Мы играем в футбол», «А она» и «С днем рождения» (последняя спета в дуэте с мамой).

Прекрасное впечатление производит и легкая, воздушная композиция «Тучка», которую Любаша исполняет вместе с Александром Маршалом. В немудреных словах: «Любить – это как дышать, и думать не надо, это как взлетать, это как падать» как раз и скрыта сермяжная житейская мудрость. Так же, как в новой композиции «Соседки», несколько небрежно напетой Михаилом Боярским (надо бы переписать!): «В старинной беседке как бы невзначай встретились соседки Радость и Печаль, / Всё пожимали плечами Радость с Печалью. / «Жизнь прекрасна!», – смеялась Радость, «Всё напрасно!», – вздыхала Печаль, / «Как скучна ты!», – смеялась Радость, «Как смешна ты!», – вздыхала Печаль». Так всю жизнь и ходили они по кругу, мимо друг друга, споря между собой, не понимая того, что ничего друг дружке никогда не докажут, потому что обе… всегда фатально правы.

Господи, сколь образно и выпукло (и всего лишь в одной миниатюре!) явлена нам диалектическая дуальность мира! Целая философия в песне! Вот за такие тонкие штучки мы и ценим креативно талантливую Любашу.

…Она, чуткая и ранимая, иногда обижается на каких-то умников журналистов, которые в своих блогах мимоходом обзывают ее творчество «третьесортной попсой» и лепят брезгливые ярлыки, типа: «Любаша? Да бросьте…Это не Пастернак». (Как будто они что-то понимают в Пастернаке!) Ей-богу, надо быть совсем бесслухим и ничего не смыслящим ни в музыке, ни в песенной поэзии человеком, чтобы писать такое.

Не бери в голову, Любаша! Надо ли тратить время и нервы на шавок?! Смейся в лицо судьбе. И радуй людей новыми открытиями в песне и в… них самих. Вводи в экстаз и доводи до слез. Долгой, счастливой тебе дороги в искусстве и в жизни. Будь счастлива.

Сергей СОСЕДОВ

 


Copyright 2006 © ЛЮБАША. Все права защищены