Иван Коротков / Учительская газета, №10 от 9 марта 2021
Нашу сегодняшнюю героиню Любашу (Татьяна Залужная), композитора, поэта, исполнительницу, часто называют одним из главных хитмейкеров российской популярной музыки. Всего к 2021 году она написала более 1000 композиций. Ее песни (музыка и слова) исполняют Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Григорий Лепс, Наталья Ветлицкая, Кристина Орбакайте, Валерий Леонтьев, Валерия и другие. Любаша выпустила пять сольных альбомов, совместный альбом с Аллой Пугачевой «А был ли мальчик». Но далеко не все знают, что Татьяна Залужная насыщенно работает с детскими исполнителями и коллективами, пишет музыку и песни к мультсериалам и мультфильмам. Она музыкальный продюсер детских групп «Барбарики» и «Зебра в клеточку», автор пяти детских книг стихов и песен: «Новые стихи и песни для детей», «Барбарики. Песни и стихи» и др. Она композитор и автор песен мультсериала «Лелик и барбарики». Киностудия «Союзмультфильм» выпустила четыре мультфильма по песням Любаши для мультипликационного журнала «Веселая карусель», а в 2020 году – музыкальный мультсериал «Зебра в клеточку» по песням и идее Любаши. Помимо прочего Татьяна – художественный руководитель детского музыкального театра «Зебра в клеточку», существующего с 2015 года, а в качестве композитора работала в Детском музыкальном театре Аллы Пугачевой. В преддверии концерта Татьяны, состоявшегося в феврале в клубе «Гнездо глухаря», артистка рассказала «УГ» о своем театре, о подходе к написанию детских и взрослых песен и о помощи со стороны Филиппа Киркорова.
– Татьяна, все начинается в школе, вы согласны? Я, например, в третьем классе стал издавать школьную газету, теперь работаю журналистом. Вы, насколько я знаю, еще в школе собрали свой первый музыкальный коллектив. Расскажите, как это было. Кто-то подсказал, направил или все само, изнутри, незнамо откуда?
– Возможно, мы подчиняемся плану, существующему на интуитивном уровне. Родители определили в музыкальную школу сначала мою старшую сестру Любу, а через несколько лет и меня. Потом сестра привела меня в творческий коллектив, где я была младше всех. Там мы играли на разных инструментах и пели. У нас был свой репертуар, с которым мы на довольно профессиональном уровне выступали на разных городских мероприятиях. Это было как-то естественно, как будто по-другому и быть не могло.
А потом, в школе, так же просто я организовала музыкальную группу девочек, мы пели на три-четыре голоса и побеждали на городских конкурсах.
– Кого из своих школьных учителей вы помните до сих пор, если есть таковые? Почему именно их?
– Во мне странным образом сочетаются физик и лирик. Я училась в спецклассе по физике. При этом посещала факультатив по литературе.
И мои любимые педагоги – это наш физик Вениамин Исаакович и учительница литературы Зелика Соломоновна. Именно она привила мне любовь к поэзии Серебряного века, и не только. А наш учитель физики, как ни странно, научил верить в чудеса, так как любое открытие когда-то казалось ученым настоящим чудом.
– Что было самым неприятным в школе?
– Ничего негативного о школе на ум не приходит. Разве что химия, которую я так до сих пор не понимаю.
– Все продолжилось в Запорожском индустриальном институте. Самодеятельность, выступления. При несомненном таланте и устремлении к музыке – почему все-таки индустриальный институт, почему не музыкальный?
– Поступила в технический вуз, можно сказать, по инерции, за компанию. А у нас там была очень приличная студенческая самодеятельность, с отличной музыкальной аппаратурой. Мы часто выступали и, как профи, гастролировали. Многие ребята из нашего института вышли с профессией «артист».
– Чуть позже вы ушли с работы по специальности. Сейчас жалеете, что поступили в индустриальный?
– Проработав программистом несколько лет, я все-таки сделала выбор в пользу моей нынешней профессии. Теперь я композитор, поэт, исполнитель. В профессии можно добиться успеха только тогда, когда она делает тебя счастливым. Но ничего не бывает напрасно. Специальность программиста научила меня логике и точности выражения мысли, что я и применяю в написании текстов к своим песням. Поэтому я ни о чем не жалею.
– Ваши сыновья – и старший, Андрей, и младший, Глеб, – бывает, выступают с вами на сцене. Как на это реагируют другие участники творческого процесса? Не все любят «семейственность» на эстраде и в театре, некоторые сразу же начинают говорить стереотипами вроде «конечно, протащила на сцену своего сына» и все в этом духе…
– Своих сыновей, сначала Андрея, а потом и Глеба, я стала привлекать к работе на музыкальных студиях и на концертных площадках не просто так. Они оба с детства учились игре на инструментах и стали очень приличными музыкантами. Причем они оба и инструменталисты, и вокалисты, и аранжировщики. И, конечно, мои партнеры по сцене признают их уровень, с их стороны нет недовольства по этому поводу.
Глеб, кстати, будучи приличным музыкантом, поступил в медицинский институт, чтобы получить еще одну профессию. В этом году он его окончил и поступил в ординатуру. Но ему удается совмещать медицину и музыку. И какая из профессий победит, пока неясно.
– Ваша известность началась со знакомства с Аллой Пугачевой. Или пресса заблуждается? Эта встреча действительно настолько судьбоносная для вас?
– До Аллы Пугачевой мои песни уже исполняли Лолита, Аллегрова, Укупник, Малинин, Орбакайте. Но, конечно, когда Примадонна остановила свой взгляд на моих работах и спела в итоге 12 моих композиций, в том числе «За столиком в любимой кафешке», «Будь или не будь», «Снег падает на всех», «Все ушли в осень», «Холодно в городе» и другие, внимание на меня обратили все эстрадные артисты. И журналисты тоже. Я стала популярным хитмейкером. И мои песни исполнили почти все известные артисты нашей поп-сцены: Киркоров, Лепс, Витас, Валерия, Билан, Леонтьев, Алсу и др. И они стали хитами!
– Вы пишете песни как для взрослых, так и для детей. Скажите, что труднее дается? Многие писатели, например, признают, что хорошо писать для детей намного труднее…
– Подход к написанию детских и взрослых песен различный.
Но по-настоящему хорошую песню (не важно, для детей или для их родителей) написать непросто. По моим детским песням студия «Союзмультфильм» выпустила четыре мультфильма, а по моей идее в этом году у них вышел мультсериал «Зебра в клеточку». А вообще я пишу для детей уже давно. В 2006 году продюсер проекта «Барбарики» обратился ко мне с просьбой написать песни для одноименного мультсериала. Он хотел сначала позвонить знаменитому Григорию Остеру, но потом этот заказ был адресован мне. У меня получилось написать целых 10 детских шлягеров. И мои песни «У друзей нет выходных», «Барбарики» («Что такое доброта?»), «С днем рождения, и я, и я» до сих пор звучат на детских праздниках в разных городах, и уже несколько поколений детей выросли на них.
– Как сейчас, в эти непростые для шоу-бизнеса времена, чувствуют себя ваши театральные проекты? Каковы их перспективы?
– Театр «Зебра в клеточку» – это, с одной стороны, наш обучающий центр творчества для детей, а с другой – театральные музыкальные проекты с участием молодых профессиональных артистов, а также наших учеников. У нас два мюзикла, к которым я написала музыку и либретто, – «Зебра в клеточку» и «Новый год в джунглях», и наша труппа с ними активно гастролировала до карантина, большая концертная программа детских хитов, а также мои мастер-классы на тему «Формулы успеха» в творчестве. Кстати, эти мюзиклы уже начинают ставить российские репертуарные театры. В период карантина все сидели по домам. Занятия и концертная деятельность были приостановлены. Но при этом мы старались вовлекать всех наших детей в различные творческие проекты. Мы выпустили видеоролики «У друзей нет выходных» из домашнего видео всех наших ребят. А ко Дню Победы под мою песню «Солдат победил войну» мы смонтировали рисунки наших учеников на тему войны и Победы. Еще выпустили ролик «Заряжайся», в котором наши артисты делают зарядку, каждый у себя дома. И не сами, а со своими близкими. И, пожалуй, самое главное наше достижение на карантине – открытие YouTube-канала «Зебра в клеточку – Детские песни и мультфильмы». За полгода у нас уже было 10000 подписчиков и 129 видео – это музыкальные мультфильмы-песни, детские мультклипы, детские танцы и песни, выступления наших детей и звезд эстрады с моими детскими песнями.
– Вы автор детских книг стихов. Кто для вас эталон детской поэзии? Агния Барто, Сергей Михалков? Или, может, кто-то из современных писателей?
– В качестве образцов детской поэзии я бы назвала лучшие стихи разных поэтов разных времен. Это Саша Черный, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Юнна Мориц, Рената Муха.
– Тексты для песен и поэзия – это совсем разные вещи? Стихи, написанные для песен, неотделимы от музыки? Вот, например, Высоцкий – кто-то считает его поэтом, а кто-то – только исполнителем. А вы как определяете для себя эту грань?
– Я требовательна к словам в песне. И стараюсь писать стихи, а не тексты. Чтобы они могли существовать автономно, а не прятаться за музыкальными аккордами. И к этому призываю учеников, которые посещают мои занятия по сочинительству. А Владимира Высоцкого считаю, безусловно, большим поэтом, талантливо исполнявшим свои произведения.
– Читаете современную поэзию?
– Я люблю и хорошо знаю поэзию на русском языке. Знакома и с тенденциями современной поэзии. Хотя на чтение времени остается все меньше. Ведь в сутках всего 24 часа, а успеть хочется так много.
– Некоторые ваши песни переведены на китайский язык. Расскажите, как это случилось. Почему именно на китайский?
– Мои песни переведены на английский, французский, финский, иврит и китайский. В рамках российско-китайского проекта «Мост дружбы» известный китайский поэт Сюэ Фань, автор переводов песен «Подмосковные вечера» и «Катюша», сделал китайскую версию десяти моих детских песен. Их исполнили китайские коллективы. В результате вышел целый альбом, в котором эти песни звучат на русском и китайском языках в исполнении детей из России и Китая.
– Капризы звезд, звездная болезнь – это действительно про большинство исполнителей шоу-бизнеса, или все совсем не так и все очень разные? Кого бы вы назвали самым ярким опровержением таких стереотипов?
– Да, мои песни исполняют популярные артисты. Я с ними общалась только во время творческого процесса создания песни или на студии во время записи вокала. Могу сказать, что все они профессионалы и болеют за результат. Поэтому здесь нет места высокомерию и «звездности». Филипп Киркоров, например, чье имя связано с подобными сплетнями, часто откликался на мои просьбы и реально помогал мне.
– Как автор песен вы находитесь как бы немного в тени исполнителей. Такое положение вещей никогда не задевало вас?
– Да, авторы находятся в тени артистов. Сегодня не их время. Но дар сочинять – это привилегия и чудо, которым тебя одарили. А обида – вещь бесполезная.
– В некоторых интервью вы признавались, что вам снятся вещие сны. Вы верите в судьбу и предназначение?
– Думаю, что многое зависит от нас. Если существует судьба, то человек своей волей может повлиять даже на нее.
– Говорят, успех – это одна десятая таланта и удачи и девять десятых упорства. На ваш взгляд, какова формула успеха?
– Моя формула успеха – выбрать профессию по способностям, найти свою уникальность. А для этого надо много учиться и работать.
Учительская газета, №10 от 9 марта 2021
Автор Иван Коротков